На собственном опыте: от стажера в магазине до менеджера в офисе за три месяца

6 советов для начинающих, которые ставят перед собой большие цели.

Истории успеха мотивируют, помогают найти свои собственные фишки, воспользоваться лайфхаками, прислушаться к словам тех, кто только что прошел тот путь, который привлекает других. Своими советами решил поделиться Александр Гордеев, который пришел стажером в магазин «Пятёрочка» на окраине Санкт-Петербурга, а сегодня улетел в Калининград, чтобы развивать там новый проект торговой сети.

На собственном опыте: от стажера в магазине до менеджера в офисе за три месяца
Александр Гордеев

Образование — это важно

Не важно, какое именно образование вы получаете, но потенциальному работодателю оно скажет, что вы способны учиться и готовы развиваться. Сам я в 15 лет из Алтайской глубинки переехал в Новосибирск и поступил в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете — таких в стране всего две. Потом я уехал в Петербург, где получил степень бакалавра физики. Очевидно, что физиком я так и не стал, но постоянное обучение мне здорово помогло. Тем более, что мои знания, полученные на физфаке, пригодились, когда в компании началось внедрение автоматического ценообразования.

Безусловно, сегодня кроме классического образования существует большое количество тренингов, семинаров, курсов. Полезно все. Но, если вы еще со школьной скамьи задумываетесь о том, что хотите сделать карьеру в крупной компании, готовьтесь постоянно учиться. И да, классическое высшее образование — это то, на что крупнейшие работодатели еще обращают внимание, особенно, когда речь идет не просто о найме на работу, а о дальнейших перспективах и карьерном развитии.

Начинайте со стажировок

Еще в школе каждое лето я работал в кондитерской. Сначала мне поручали самую простую работу, а когда стал старше, мне доверили встречаться с поставщиками. Тогда я познакомился с представителями коммерческих департаментов разных компаний, увидел, как они работают. Именно поэтому, когда сейчас мои знакомые спрашивают с чего начать, я в первую очередь говорю — со стажировок.

Во-первых, стажировка помогает понять, что же такое настоящая работа. Постарайтесь найти хотя бы недолгую стажировку в той области, которая вас на данный момент привлекает. Когда пробовать и присматриваться, если не сейчас?

Во-вторых, стажировка покажет, где именно у вас не хватает знаний. Опыт наработается — это естественно, а вот знания надо будет получать самим. Крупные компании чаще всего организуют обучение для своих сотрудников, но, если вы понимаете, что в какой-то области знаний у вас пробел, — не ждите, ищите, учитесь.

В-третьих, большинство компаний намного охотнее берут молодых специалистов, которые проходили стажировки. Ведь это значит, что человек уже умеет работать, понимает субординацию, имеет опыт рабочей коммуникации.

По своему собственному опыту могу сказать, что меня был план: завершу стажировку, стану заместителем директора, потом директором, супервайзером, а после попаду в офис — в коммерческий департамент. На деле мне потребовалось всего три месяца на то, чтобы из стажера розницы стать специалистом офиса. Получилось у меня — значит получится и у вас, если вы будете к этому стремиться.

Не разменивайтесь на мелочи и всегда нацеливайтесь на главное

Всем, кто только начинает искать работу и задумывается о стажировках, я бы посоветовал: сразу нацеливайтесь именно на те компании, где хотите работать. Изучайте, анализируйте, старайтесь подстроиться под их требования.

Во-первых, смотрите на то, что пишет сама компания, и о чем говорят ее сотрудники. Смотрите официальную статистику, как много в компании внутренних продвижений. Зная, что в компании любят внутренние передвижения и продвижения, понимаешь, что в компании можно расти. Во-вторых, читайте про корпоративную культуру. В-третьих, изучайте EVP (employee value proposition — ценностное предложение работодателя) компании. Если компания заинтересована в развитии собственных сотрудников, в их карьерном росте — это будет обязательно отмечено. То есть наравне с масштабом, заботой о персонале, инновациями, сильной корпоративной культурой и обучением сотрудников это обязательно будет входить в ДНК бренда. В-четвертых, смотрите на достижения компании. Не многие сейчас задумываются, но у компаний существуют рейтинги и награды в разных категориях, в том числе и в области работы с собственными сотрудниками. И в-пятых, узнавайте, какие возможности для обучения представляет сама компания. Возможность учиться у лучших профессионалов — это бесценный опыт.

Лично для меня именно ретейл был мечтой, потому что я знал, что он позволит мне сделать карьеру. Также я понимал, что в ретейле сосредоточены самые новые и самые продвинутые технологии, которые сегодня существуют.

Но самое главное, сегодня профессионалы из ретейла особо ценятся на всех рынках. Знаете почему? Потому что в итоге мы умеем и знаем все и обо всем. Международные разработки, инновационные методы проектной работы, работа над проектами в кросс-функциональных командах — все это современный ретейл.

Не бойтесь: отправляйте резюме, проходите тестовые задания

Грамотно составляйте свое резюме, даже если вы до этого нигде еще не работали и претендуете на стажировку. Указывайте все, что может быть полезно работодателю. Сейчас вам необходимо правильно себя продать.

Некоторые боятся и даже отказываются проходить тестовые задания и собеседования. Но, на самом деле, это нормальный процесс приема на работу. Работодатель должен увидеть, что именно вы из себя представляете, ведь у вас как у начинающего специалиста еще нет проектов, которые вы можете представить.

Будьте готовы учиться

Сначала я заполнил и отправил анкету на программу стажировки для студентов и выпускников: прошел специальный тест, интервью и получил приглашение. Первые недели учился: освоил кассу и прошел курс заместителя директора.

Работа в большой компании — это всегда огромный объем информации. Будьте готовы его обработать и усвоить. А в ретейле — это проекты, программы, склады, продукты, поставщики, ценообразование, инвентаризация и многое другое. Если это все интересно — не сомневайтесь, идите, учите, вникайте. Трудно, но возможно. Как только полностью погружаешься, все становится понятно и доступно.

Одно из требований, которые сегодня должен соблюдать любой специалист, — это непрерывное обучение по наиболее востребованным темам. У многих компаний существуют дистанционные курсы, где можно повышать свои профессиональные компетенции и получать необходимые для работы навыки.

Развивайте в себе правильные качества

Карьера зависит не только от ваших знаний и умений, но и от ваших личных качеств — гибких навыков.

Самое важное в работе — это внимательность, педантичность: соблюдение договоренностей, следование таймингу. Обязательно нужна логика, немного творчества, дружелюбность. Умение отстаивать свою позицию, свою точку зрения — в менеджменте это важно и полезно как в работе с поставщиками, так и с коллегами из смежных отделов.

Если вы думаете, что заместитель директора магазина — это какая-то важная персона, человек, который сидит и всем раздает указания, то это совсем не так. Этот человек должен быть способным делать абсолютно все: работать за кассой, проверять ценники, общаться с поставщиками, принимать и разгружать товар, расставлять его на полки.

И, конечно, лидерство. Правильное лидерство — это умение работать в команде, обязательность, корректность, доступность, умение в любой момент прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Это умение учитывать личное мнение сотрудников, грамотно объяснить свои действия и решения, умение высказать свои аргументы, подкрепляя их цифрами и фактами, а также выслушать и воспринять аргументы других. Если лидер что-то требует от других, он тоже должен обладать этими качествами. Не хочет, чтобы люди опаздывали, то пусть не опаздывает сам. Хочет, чтобы его слушали, — нужно слушать других. Только так это будет работать.